Соглашение о тесном экономическом партнерстве с Китаем (CEPA)

Соглашение о тесном экономическом партнерстве (Closer Economic Partnership Agreement, CEPA) – двустороннее свободное торговое соглашение между Гонконгом и материковым Китаем, вступившее в силу с 1 января 2004 года. CEPA (СТЭП) открывает упрощенный доступ на рынок для местных и международных компаний с офисами в Гонконге, независимо от местонахождения головного офиса и размера организации. Даже после выполнения Китаем всех обязательств, возложенных на него в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО), многие гонконгские компании по-прежнему сохраняют устойчивое преимущество, так как CEPA предлагает бóльшие льготы за рамками обязательств Китая перед ВТО. 

Соглашение СЕРА охватывает три широкие области: торговлю товарами, оказание услуг и содействие торговле и инвестированию. Одна из стратегий, которую следует взять на вооружение зарубежным фирмам, заключается в партнерстве или приобретении компаний в Гонконге. Такие компании получают возможность воспользоваться преимуществами CEPA и правом упрощенного выхода на материковый рынок.

Такая система позволяет получить привилегированный доступ к гонконгским компаниями и поставщикам услуг на материковом рынке, опережая график Китая по выполнению взятых обязательств перед ВТО. В таких секторах, как строительство и недвижимость, логистические, транспортные услуги, услуги по продаже товаров, юридические и аудиовизуальные услуги, льготы выходят за рамки обязательств Китая перед ВТО. Если не превышен лимит предусмотренных CEPA льгот, обязательства Китая перед ВТО применяются для каждого сектора.

Чтобы получить преимущество «первого выхода на рынок», гонконгские компании должны соответствовать определенным критериям.

Торговля товарами

Беспошлинному ввозу в материковый Китай подлежит более 273 видов товаров, произведенных в Гонконге и соответствующих требованиям Соглашения CEPA. В соответствии с условиями CEPA, другие виды произведенных в Гонконге товаров также не облагаются таможенными пошлинами при импорте в материковый Китай с 1 января 2006 года при условии, что они соответствуют правилам происхождения товаров CEPA и требованиям местных производителей для других видов товаров, включенных в тарифную систему Китая. В рамках CEPA Гонконг соглашается применять нулевой тариф на импорт в отношении всех товаров материкового происхождения и не ограничивать торговлю этими товарами.

Товар считается произведенным в Гонконге, если он отвечает правилам происхождения CEPA. Чтобы получить право беспошлинного ввоза товаров на рынок материкового Китая, местные гонконгские, материковые и иностранные инвесторы могут открыть производство в Гонконге, чтобы товар, на который распространяются высокие тарифы Китая, отвечал правилам происхождения CEPA. Инвесторы могут производить объекты интеллектуальной собственности, получая преимущества правовой системы Гонконга.

Гонконгский производитель должен подать запрос на получение сертификата, подтверждающего гонконгское происхождение товара в рамках СЕРА, и представить этот сертификат материковому импортеру. Для того чтобы освободиться от таможенной пошлины при ввозе товаров в Китай, гонконгские предприниматели должны соблюдать правила происхождения товаров. Чтобы Гонконг был признан местом происхождения товара, товар должен быть полностью произведен или подвергнут значительной переработке на территории Гонконга. Правила происхождения устанавливают критерии и стандарты для товаров, претендующих на производство в определенной стране. Для 273 видов товаров применяются следующие правила происхождения СЕРА:

  • К 68% (187 видам) товаров применяются действующие правила происхождения, в соответствии с которыми местом происхождения товара должна быть признана одна из сторон соглашения. Такие товары включают: текстиль, одежду, ювелирные изделия, косметическую и фармацевтическую продукцию, пластиковые и бумажные изделия.
  • Для 17% (46 видов) продуктов, в том числе некоторых химических и металлических изделий и электронных компонентов, используется подход по изменению тарифного кода товара (CTH). Данный подход применяется большинством стран, входящих в ВТО.
  • Для 15% (40 видов) продуктов, например, некоторых электронных и оптических компонентов, часов и часовых механизмов, применяется подход по изменению стоимости товара, при условии что доля стоимости использованных материалов, расходов на оплату труда, расходов на разработку товаров составляет или превышает 30% от стоимости экспортируемых товаров. При расчете стоимости товара используется только общая стоимость сырья, компонентов, размер оплаты труда и расходов на развитие товара, затраченных исключительно в Гонконге. Положение, которое позволяет использовать затраты на дизайн товара, разработку и интеллектуальную собственность в целях изменения стоимости, как ожидается, создаст благоприятные условия для развития творческой индустрии и высокотехнологичных видов производственной деятельности в Гонконге. Требование к добавленной стоимости включает всю квалифицированную деятельность до, во время и после изготовления товара, которая влияет на увеличение стоимости товара. 

 

Производитель может пользоваться условиями Договоренности о переработке товаров вне таможенной территории (OPA) для субподряда за пределами своей дочерней компании в Гонконге или прибегать к незначительным услугам на завершающем этапе производства товаров, предназначенных для экспорта в материковый Китай. После этого готовая продукция должна быть возвращена в Гонконг и экспортирована в Китай согласно СЕРА, чтобы претендовать на льготную нулевую ставку таможенной пошлины. Условия СЕРА не распространяется на незавершенные продукты.

Оказание услуг

Положения CEPA о доступе на рынок охватывают в общей сложности 18 секторов услуг, в том числе управленческий консалтинг, проведение выставок, рекламную деятельность, рекламу, бухгалтерский учет, строительство и недвижимость, медицинские и стоматологические услуги, услуги по продаже товаров, услуги по логистике, экспедиторские и агентские услуги, услуги по хранению и складированию, транспортные услуги, туризм, аудиовизуальные, юридические услуги, банковское дело, деятельность на рынке ценных бумаг и страхование. Чтобы иметь право на льготы СЕРА, компании в сфере услуг должны использовать Гонконг в качестве основного места осуществления деятельности, выполняя следующие условия:

  • Компания должна быть учреждена в соответствии с законодательством Гонконга.
  • Компания должна уплачивать налог на прибыль в Гонконге.
  • 50% или более от общего числа сотрудников компании должны быть гражданами Гонконга.

 

Минимальный срок ведения основной деятельности в Гонконге составляет 3 года, но для компаний в сфере строительства и недвижимости, банковского и страхового дела, этот срок составляет 5 лет. Квалификационные требования варьируются в зависимости от отрасли, однако решение выносится на основе объективных данных.

Гонконг обязуется не вводить новые дискриминационные меры в отношении услуг и поставщиков услуг материкового Китая для секторов, на которые распространяется действие СЕРА.

Чтобы воспользоваться всеми преимуществами доступа на рынок материкового Китая, Гонконг должен быть основным местом деятельности компании. Оценка соответствия критериям осуществляется по следующим показателям:

  • Учреждение компании в соответствии с законодательством Гонконга.
  • Уплата компанией налога на прибыль в Гонконге (если компания не освобождена от уплаты такого налога по закону).
  • Соблюдение срока ведения деятельности в Гонконге.
  • Объем и характер деятельности офиса компании в Гонконге.
  • Количество сотрудников компании, являющихся гражданами Гонконга.

 

Обе стороны СЕРА обязались принять «секторный» подход для учета уникальных особенностей каждого сектора услуг.

Содействие торговле и инвестированию

Обе стороны СЕРА договорились о развитии сотрудничества в следующих семи областях: таможенный контроль, инспекция и контроль безопасности и качества пищевых продуктов, развитие малого и среднего бизнеса, онлайн торговля, производство препаратов китайской традиционной медицины, защита прав интеллектуальной собственности, а также соблюдение прозрачности законодательства.

Сайт компании Henley & Partners использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя.
Продолжив просмотр страниц сайта или закрыв это сообщение, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Если Вы не согласны с использованием cookies, отключите эту функцию в настройках своего браузера.

Для дополнительной информации посетите страницу «Заявление о конфиденциальности».

Mainland and Hong Kong Closer Economic Partnership Agreement with China (CEPA)

CEPA, the bilateral free trade agreement between Hong Kong and mainland China, became effective on 1 January 2004. The agreement offers early market access to local and international companies with qualified Hong-Kong-based companies, regardless of nationality or size. Even after China complies with its World Trade Organization (WTO) commitments, many Hong Kong companies will maintain a sustainable advantage as the CEPA offers even greater concessions beyond China's commitments in its WTO accession.

The CEPA covers three broad areas, namely trade in goods, trade in services, and trade and investment facilitation. Firms that do not yet have a foothold in Hong Kong should consider partnering with or acquiring eligible companies based in Hong Kong to take advantage of CEPA and gain ‘first mover advantage’ into the mainland markets.

Broadly speaking, the liberalization allows early access to Hong Kong companies and service providers to the mainland market, ahead of China's WTO timetable. In some sectors, like construction and real estate services, logistics services, transport services, distribution services, legal services, and audio-visual services, the concessions extend beyond China's WTO commitments. Unless positively exceeded by the concessions stipulated in the CEPA, China's WTO commitments, including both concessions and limitations, for each individual services sector continue to apply.

To be eligible for this enhanced ‘first mover advantage’, Hong Kong companies must meet certain criteria.

Trade in goods

273 classes of Hong-Kong-made goods can be exported to the mainland free of tariff. For other categories of ‘made in Hong Kong’ products, the mainland also agreed to apply a zero-import tariff from 1 January 2006, upon applications by local manufacturers for other product codes maintained on China's tariff system and meeting the CEPA rules of origin. The HKSAR agrees to bind its existing zero-import tariff regime with respect to all goods of mainland origin and not to impose restrictive regulations on trade for these goods.

Rules of origin: A product is qualified as ‘made in Hong Kong’ if it fulfils the rules of origin under CEPA. Local Hong Kong, mainland China, and overseas investors may set up new manufacturing operations in Hong Kong so that products subject to high mainland tariffs may qualify for the CEPA origin rules and enjoy zero tariffs in the mainland market. Investors may manufacture goods with high intellectual property content in Hong Kong, taking advantage of its legal system and the protection of the intellectual property regime.

A Hong Kong manufacturer should apply for a certificate of Hong Kong origin — CEPA — and pass the approved certificate to the mainland importer. To qualify under CEPA, the goods must meet the rules of origin (ROO) under CEPA so that the product can be claimed to be of Hong Kong origin to enjoy tariff preference. The ROO set out the criteria and standards for a product to claim itself of a particular country of origin. For the 273 mainland product codes covered in the initial phase, the following CEPA origin rules are adopted:

  • 68% (187) of the products will adopt Hong Kong's existing origin rules for CEPA, which follows the principal process rule that looks to the location where the major production process takes place in defining the origin of a product. These items include textiles and clothing, jewelry, cosmetics, pharmaceutical products, and plastic and paper articles.
  • For 17% (46) of the products, including some chemical and metal products and some electronic products and components, a change in tariff heading (CTH) approach will be used as the CEPA origin rules. The CTH approach is used by most WTO members.
  • A 30% value-added requirement will meet the CEPA origin rules for 15% (40) of the products, such as some electronic and optical components, watches and clocks, and watch movements. Under the CEPA ROO, only raw materials and component parts originated in Hong Kong, costs of local labor, and product development costs incurred in Hong Kong could be counted towards the value content calculation. A provision that allows product development costs of design, development, and intellectual property to count towards the 30% value-added requirement is expected to stimulate the development of creative industries and high value-added activities in Hong Kong. The value-added requirement includes skilled processes performed before, during, or after a product's manufacture that increase its selling price.

A manufacturer can continue to use an outward processing arrangement to subcontract outside its Hong Kong subsidiary or use minor finishing processes for goods intended for export to the mainland. After outward processing, the finished goods must be returned to Hong Kong and exported to the mainland under the CEPA in order to claim the zero-import tariff concession. Semi-finished goods do not qualify under the CEPA.

Trade in services

CEPA provisions on market access cover a total of 18 services industries, including management consultant services, exhibitions and conventions, advertising, accountancy, construction and real estate, medical and dental services, distribution services, logistics services, freight forwarding and agency services, storage and warehousing services, transport services, tourism, audiovisual, legal services, banking, securities and insurance. To be entitled to the benefits of CEPA, a service company must have substantive business activity in Hong Kong by fulfilling all of the following criteria:

  • The company must be incorporated under the laws of Hong Kong.
  • The company must be liable to pay profits tax in Hong Kong.
  • The company must employ 50% or more of its total staff in Hong Kong.

The minimum period of the company's substantive business operations in Hong Kong is three years, but for construction and real estate, banking, and insurance, the requirement is five years. Although the exact requirements for a company to be qualified vary by industries, the assessment will be on a non-discriminatory and objective basis.

Similar to trade in goods, the HKSAR agrees to bind its existing services regime for, and undertake not to introduce new discriminatory measures against, services and service suppliers of the mainland for those sectors covered in the CEPA.

Definition of ‘Hong Kong companies’ for services: To be eligible to enjoy the benefits offered by the mainland under the CEPA, a company must have ‘substantive business operations’ in the HKSAR, as assessed on the basis of the following criteria:

  • The company must be incorporated under the laws of the HKSAR
  • The company must pay profits tax in the HKSAR (or be exempted by law from paying such tax)
  • The length of the company's substantive business operations in the HKSAR
  • The size and nature of business activity of the company's office in the HKSAR
  • The proportion of the company's staff force employed in the HKSAR

The two sides agree to adopt a ‘sectoral’ approach to take into account the unique characteristics of each individual service sector.

Trade and investment facilitation

Both sides agree to promote cooperation in the following eight areas: customs clearance facilitation, quarantine and inspection of commodities, quality assurance and food safety, cooperation of small- and medium-sized enterprises, cooperation in Chinese medicine and medical products, electronic commerce, trade and investment promotion, and transparency in laws and regulations.

X
Request a Call Back
Loading...

Have one of our qualified advisors contact you today.


Detailed information on how we process your personal data can be found within Henley & Partners Privacy Policy which is available to you when you click here.

Important: All information is treated with the highest confidentiality and subject to our privacy policy once received by us. The transfer of data contained in this form is protected by strong encryption even while in transit.